Послабления для использования продуктов интеллектуального труда
Защита прав авторов в России оказала положительное воздействие на развитие креативной индустрии за последние 10 лет. Власти вместе с предпринимательским сообществом реализуют инициативы, направленные на противодействие как пиратству – эксплуатации результатов интеллектуального труда без разрешения правообладателей с целью извлечения прибыли, так и контрафакту – продуктам с нелегально использованным товарным знаком. Государство внедряет законопроекты, защищающие авторские права. Однако, по результатам 2021 года Россия оказалась на втором месте в мире по частоте использования пиратских сайтов (7,2 млрд), объем всей контрафактной продукции увеличился на 10%.
В текущем году, после того как многие иностранные компании покинули российский рынок, положение усугубится и первыми это ощутят участники творческой индустрии и потребители.
Для уравновешивания ситуации власти интегрируют нововведения, управляющие отношениями в сфере авторского права. Весной 2022 года государство разрешило ввозить в Россию лицензионные товары без согласия правообладателя. Это называется – параллельный импорт. Ранее подобные действия считались бы распространением контрафактной продукции, а официальное согласие правообладателя было обязательно.
Ведущие страны по изготовлению нелегальных товаров – Китай, Турция, Корея, Сингапур и другие, по информации, предоставленной Евразийской экономической комиссией. В основном контрафактными товарами стали: одежда, обувь, электроника, парфюмерия, детские товары. Основная масса нелегальной продукции распространяется через крупные оптово-розничные рынки, и только 10% – через маркетплейсы.
Область патентного права также затронули перемены. Создан механизм принудительного лицензирования правообладателями изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, что узаконит импорт, изготовление и реализацию продуктов без получения согласия владельца патента. Планируется расширить принудительную лицензию и на культурную сферу. Причина данных мер то, что Россию покинули иностранные киностудии, стриминговые сервисы, музыкальные компании, которые занимали до 80% рынка в некоторых сегментах. Посредствам таких мер власти стараются сделать доступными для населения культурные ценности и ограничить увеличение диджитал-пиратства. Замечено сокращение использование пиратского контента в мире на 4-5% в год, это обеспечивается улучшением качества интернета и легальных платформ с аудио-, видеоматериалами.
Сильное влияние на покупку-продажу нелегального контента оказывают социальные и экономические факторы, например, высокая стоимость подписок на услуги сервисов. На данный момент цены подписок российских сервисов в два-три раза ниже, чем, например, покинувшего страну сервиса Netflix. Поэтому российским пользователям было легче воспользоваться пиратскими платформами для просмотра эксклюзивного иностранного контента. По данным исследований, 12% граждан России уже используют нелегальные платформы, а 50% согласны перейти на них.
Вопрос плагиата пока остается закрытым, но современные реалии вполне могут внести коррективы. Основное количество нарушений происходит в сфере видеоигр. С 2019 года уже есть несколько прецедентов, когда создатели игр получали по решению суда значительные компенсации за плагиат, например разработчик игры Voodoo добился от стамбульской компании Rollic Games выплаты в размере 125 тыс. евро за копирование основных деталей игры. Компания Blizzard Entertainment обратилась в суд с иском на китайскую студию Sina Games, призывая разработчика к ответственность за плагиат игры Warcraft. Суд был остановлен после прекращения работы сервисов, на которых функционировала нелегальная версия.
Одна из главных мер поддержки и сохранения роста креативной экономики – ослабление ограничений на использование результатов интеллектуального труда. Однако, существует вероятность встречных мер от западных государств в отношении российских творческих продуктов. Первостепенной является задача - сохранить объем культурной среды и не допустить существенного оттока мирового контента из России.
Получайте еженедельный дайджест c последними новостями,
актуальной и полезной информацией о креативной индустрии.