Авторские права на музыку: как не нарушить

Содержание:
При использовании музыки в работе,желательно представлять, как устроены законы об авторском праве в России. Без хотя бы общего представления легко ошибиться, а в результате столкнуться с претензиями и даже судом. Разберемся в том, как обращаться с интеллектуальной собственностью с экспертами IPEX.
Что нужно знать об интеллектуальных правах на музыку
Авторские права на музыку устроены сложнее, чем фото или, скажем, тексты. Все потому, что песни, кроме авторских — продукт творчества нескольких людей.
У каждой композиции, кроме народной, есть автор, а может даже несколько, и исполнители. У каждого из них есть права: у композитора, автора текста, вокалиста, музыкантов.
Люди, которые отвечает за создание песни — например, пишут ноты или стихи, получают авторские права. Те, кто воплощают работу авторов жизнь — играют и поют получившееся произведение, становятся владельцами смежных прав.
Эти два разных типа прав — авторские и смежные — существуют неразрывно, но часто принадлежат разным людям. Так что, чтобы легально получить авторские права на музыку, договор необходимо заключать со всеми участниками творческого процесса.
Как авторские, так и смежные права бывают двух типов:
-
Личные — возможность называть произведение своим и запрещать его изменение. От них нельзя отказаться. Продать их не получится. В некоторых случаях можно заключить договор, по которому автор не будет афишировать свое имя, а его песню будет исполнять другой человек. Такие сделки знакомы гострайтерам и сонграйтерам.
-
Имущественные или исключительные — возможность покупать, продавать, перерабатывать, то есть распоряжаться композицией любым законным способом. Как раз имущественные права и можно передавать любому физическому или юридическому лицу.
Так как использовать музыку с авторскими правами можно чаще всего только платно, существуют законы, а также организации, которые следят, чтобы эти законы исполнялись.
Если действовать нелегально, хоть и без злого умысла, можно столкнуться с претензиями правообладателей и судом.
Как не нарушить закон при работе с чужими мелодиями
Чтобы не совершить нарушение авторских прав на музыку нужно внимательно учитывать два фактора:
-
как вы получили доступ к треку,
-
что вы собираетесь с ним делать.
Если просто слушать песни на оплаченном стриминговом сервисе или на бесплатной площадке, куда группа сама выложила свой альбом — проблем не будет. Выложить ремикс чужой песни, заранее заключив договор с ее правообладателями — тоже вполне законная практика. Купить так называемую «музыку без авторских прав», а точнее без обязательных отчислений, и смонтировать с ней рекламный ролик — тоже вполне легально.
Все эти примеры того, как использовать музыку с авторскими правами легально, имеют важную общую черту. В каждом из случаев процесс происходит:
-
По договору (со стримингом, с правообладателем, с аудиостоком)
-
В рамках договора, который разрешает только определенные действия.
Нельзя включить радио или колонки с подключенным плейлистом из стриминогово сервиса в своем кафе или салоне красоты, потому что эти способы существуют для личного использования контента. Незаконно делать ремикс на чужой трек без согласия автора. Договоры с аудиостоками стоит читать внимательно: даже мелодии для коммерческого использования может иметь свои ограничения, например, по количеству прослушиваний.
За нарушениями следят как сами авторы исполнители, так и ОКУПы (Общества Коллективного Управления Правами). Это организации, которые за небольшой процент следят, чтобы музыканты получали свои отчисления вовремя, в нужном объеме, и чтобы никто не мог без согласия автора исполнять или изменять чужие работы.
Как найти правообладателя и купить авторские права на музыку
В некоторых случаях аудио со стоков не достаточно или для проекта нужна определенная песня конкретного исполнителя. Тогда нужно связываться с правообладателями: композиторами, исполнителями, лейблами и заключать с ними договор.
Проверку музыки на авторские права и поиск правообладателей можно совершить несколькими способами:
-
запросить данные напрямую у менеджера или участников группы,
-
просмотреть реестры ОКУПов, например РАО или ВОИС,
-
найти информацию и купить авторские права на музыку через контент-маркет IPEX.

Как получить права на музыкальный трек
После того, как правообладатели найдены, с ними можно заключать соглашения и подписывать договор о покупке авторства на музыкальные треки или оформление лицензии.
Обычно это требует юридической подкованности: бумаги должны быть оформлены верно как для авторских так и для смежных прав, учитывать нюансы последующего использования. Поэтому многие крупные компании, в частности продакшены, снимающие кино и сериалы, пользуются услугами контент-маркетов.
Договор может предусматривать полную передачу композиции — такой процесс называют отчуждением, или использование лицензий — временных разрешений на распоряжение интеллектуальной собственностью.
В случае с лицензией важно указать в бумагах сроки, территорию использования песни, цели, а также эксклюзивность. На IPEX все поля для этих данных уже существуют в конструкторе договоров, который составлен юристами контент-маркета. А еще все заключенные договоры фиксирует блокчейн, что позволяет учитывать разрешения и ограничения для будущих сделок.
Музыка без авторских прав: что это такое
Далеко не всем нужны авторские права на музыку для онлайн или оффлайн проектов. Для ряда задач подойдут роялти-фри мелодии, которые не требуют отчислений правообладателям и поэтому называются звуками «без авторских прав».
Такие композиции написаны в узнаваемых жанрах: эмбиент, бодрый поп-рок, инструментальный минимализм и т.д. или стилизованы под свежие хиты. Их безопасно можно включить на фоне во время онлайн-стрима или как звуковое сопровождение оффлайн бизнеса. Роялти-фри треки добавляют в рекламы, мобильные приложения и на сайты. Такие треки покупают на аудиостоках: они стоят в пределах тысячи рублей, распространяются по неисключительной лицензии.
Получайте еженедельный дайджест c последними новостями,
актуальной и полезной информацией о креативной индустрии.



