Договор на обработку фотографий: права на финальные изображения

Содержание:
- Основные положения договора на обработку фотографий
- Определение сторон договора
- Предмет договора
- Сроки выполнения работ
- Права на финальные изображения
- Авторские права на фотографии
- Передача прав на использование изображений
- Ограничения и исключения
- Риски и защита прав сторон
- Возможные спорные ситуации
- Способы защиты прав
- Итоги кратко
Права на фото, которые используют в рекламе, принадлежат бренду. Но перед тем, как кадр попал на постер, его кто-то обработал. И в момент, когда ретушер закончил свой творческий вклад, у него также возникли авторские права на это изображение.
Что редактор в итоге может и не может делать с готовой картинкой, определяет договор на обработку фотографий. Разберемся, как это работает.
Основные положения договора на обработку фотографий
Договор, составленный в письменном виде, защищает обе стороны. Указывать в нем, помимо базовых вещей, можно любую необходимую информацию, вплоть до количества бесплатных правок. Однако, важные данные можно выделить в три категории.
Определение сторон договора
Об участниках договора обычно пишут в самом начале. В первый раз принято указывать все данные целиком, а потом для краткости обозначать стороны как заказчик и исполнитель.
Заказчиком может быть частное лицо, например, предприниматель, оформленный самозанятым, или ИП, или компания. То же самое и в случае с исполнителем. Ретушью может заниматься организация, отдельный специалист или даже сам фотограф, у которого были заказаны снимки.
Если снимки обрабатывает тот же, кто их сделал, дополнительный договор не нужен. Достаточно прописать требования к ретуши в основном соглашении.
Обычный человек для договора предоставляет:
-
полное ФИО
-
паспортные данные
-
реквизиты для оплаты (для исполнителя)
Организация указывает в бумагах:
-
тип и название компании
-
юридический адрес
-
реквизиты доверенности, если подпись на договоре ставит представитель компании, например, менеджер
-
ОГРН — номер в реестре юридических лиц.
-
реквизиты для оплаты (для исполнителя)
ИП — особый случай. Они прописывают в договоре ФИО, адрес и ОГРНИП.
В случае, когда ретушью занимается сторонний специалист, заказчику необходимо иметь согласие на обработку фотографий от их автора.
Передать фото на обработку ретушеру можно, если права на кадры перешли заказчику:
-
по договору отчуждения
-
по лицензии с разрешением на переработку
В случае с открытой лицензией необходимо знать ее точный тип, т.к. не все подразумевают возможность изменений. Подробнее в этой статье.
-
по договору авторского заказа, также с разрешением изменять фотографии.
Купить фотографии для обработки по лицензии или по договору отчуждения исключительного права можно на платформе IPEX: достаточно выставить нужный фильтр в системе поиска.
Предмет договора
Чем четче прописан предмет договора, тем проще как заказчику, так и исполнителю. В идеале оформить их как техническое задание:
-
список изображений с превью
-
виды работ (кадрирование, цветокоррекция, ретушь ит.д.)
-
требования к результату
-
формат файлов
С таким описанием клиенту легче принимать работу, а ретушеру — избегать дополнительных требований сверх уже оплаченных.
Юридический нюанс — человек, обрабатывающий фотографии, также может получить права на использование фото после ретуши, если подойдет к задаче творчески. Простое кадрирование, если оно не изменит смысл изображения, к такому не приведет — это закреплено в ГК, статья № 1260.
Переход прав на обработанные кадры стоит обсудить заранее и прописать в документах.
Если взять чужие картинки для обработки без разрешения, то авторские права на производное произведение не возникнут. Только нарушение, описанное в ст. №146 УК РФ.
Сроки выполнения работ
Прописанный дедлайн нужен не только для понимания даты сдачи проекта. Он узаконивает оснвоания, по которым заказчик может требовать результат к определенному сроку.
Точно так же исполнителю нужно прописать сроки оплаты и последствия, которые возникнут, если деньги не придут вовремя. Один из способов обеспечить своевременное получение гонорара — указать в бумагах, что права на результат обработки фото перейдут заказчику только после поступления описанной суммы на предоставленный в реквизитах счет.
Права на финальные изображения
При работе с интеллектуальной собственностью — а фотографии к ней относятся — важно на базовом уровне разбираться в авторских правах. В случае с обработкой изображений нужно понимать:
-
кто автор и есть ли соавторы у первоначальной картинки,
-
что по закону может делать со своей работой ретушер,
-
какие бывают исключения.
Разберем подробнее.
Авторские права на фотографии
Изначально человек, который нажал на кнопку и снял картинку, — это тот, кому принадлежат права на фото. Его работу охраняет закон и он волен распоряжаться своей интеллектуальной собственностью так, как ему удобно.
В некоторых случаях у фотографии могут быть соавторы. Ими становятся костюмеры, визажисты, дизайнеры помещения или художники по свету. Главное условие — вклад в итоговое изображение должен быть творческим. То есть смонтировать декорации или перевезти команду между локациями недостаточно, чтобы претендовать на авторские права. В случае если у снимка несколько авторов, в договоре на обработку следует упомянуть их всех.
Подробнее о том, как работает соавторство, читайте в нашей статье по ссылке.
Модель выступает соавтором реже. Формально, если человек снимался за гонорар, его разрешение на обработку и публикацию кадров уже не требуется. Однако, безопаснее, когда согласие на это прописано в договоре с фотографом.
Передача прав на использование изображений
После того как каждый участник работы с фотографией внес свой вклад — автор отснял, ретушер отредактировал, дизайнер обработал для рекламы — у них у всех возникли определенные права.
Чтобы заказчику использовать полученное изображение в своих целях, необходимо грамотно провести передачу авторских прав на фотографии. С каждым участником цепочки должен быть подписан договор. Он может быть:
-
лицензионным — тогда картинку можно будет использовать только на ограниченных условиях
-
по отчуждению исключительного права — тогда новый владелец сможет делать с покупкой почти что угодно.
И, конечно, заказчику важно соблюсти все обязательства по соглашению, чтобы фото по договору перешли к нему.
Ограничения и исключения
После того как права на результат обработки переходят к новому владельцу по договору отчуждения, предыдущий правообладатель больше не может пользоваться проданными кадрами.
Исключением может стать размещение картинок в портфолио. Для этого необходимо заранее согласовать и прописать в договоре такую возможность.
Риски и защита прав сторон
Конфликты, увы, могут возникнуть даже в работе с проверенными специалистами. Важно научиться страховать себя от них и знать, как действовать в сложных ситуациях.
Возможные спорные ситуации
Пожалуй, самая неприятная ситуация как для исполнителя, так и для заказчика в случае обработки фотографий — это недовольство результатом.
В договоре можно предусмотреть типы работ, срок выполнения и оплаты, количество правок без доплаты, итоговое распределение интеллектуальных прав. Эксперты IPEX рекомендуют прописывать эти условия, чтобы минимизировать риски споров.
Удовлетворенность — слишком субъективный параметр, который, в отличие от оплаты, невозможно прописать конкретно.
Снизить шанс на впустую потраченные ресурсы и испорченное настроение, могут подробные референсы со стороны заказчика и качественное портфолио исполнителя.
Способы защиты прав
Один из способов защитить права на обработки исходных фотографий, полученных от заказчика — прописать в договоре пункт о разрешении споров. Обычно все конфликты можно решить:
-
В досудебном порядке. Фактически — это официальный способ договориться в переписке.
-
С помощью медиации. В этом случае конфликт помогает разрешить третий человек, часто эксперт в области.
-
Благодаря арбитражу. Этот вариант доступен, только если все участники занимаются коммерческой деятельностью. Зато позволяет сохранить детали дела в тайне, т.к. третейский суд разбирает вопрос конфиденциально.
-
В государственном суде. Этот процесс дольше, чем предыдущие, но он позволяет рассматривать более сложные дела.
Итоги кратко
Правильно оформленный договор на обработку фото защищает и заказчика, и исполнителя. Неважно, идет речь об обработке нескольких карточек товара на маркетплейсе или о крупной рекламной кампании известного бренда, эксперты IPEX рекомендуют детально обсуждать все условия и составлять письменное соглашение.
А приобрести качественные кадры для обработки можно на платформе — выбирайте из сотен изображений то, что подойдет именно вам!
Получайте еженедельный дайджест c последними новостями,
актуальной и полезной информацией о креативной индустрии.
