• Главная
  • Блог
  • Как защитить права на музыкальное произведение
Полезные статьи
10 January 2025

Как защитить права на музыкальное произведение

Как защитить права на музыкальное произведение

У каждого произведения есть автор, который хочет быть уверен в сохранности своих прав. Музыка — не исключение. В то же время креаторы и исполнители, которые планируют использовать чужие музыкальные композиции в своей работе и творчестве, также сталкиваются с рядом вопросов:

  • Как избежать нарушений при работе с чужой мелодией?

  • Какие способы подтверждения авторства на готовый трек существуют? 

Расскажем подробнее в новой статье от экспертов IPEX о том, как использовать чужую музыку без нарушений и как защитить свои права.



Что собой представляют авторские права на музыку


Права на музыку — это комплекс юридических норм, защищающих любые музыкальные произведения. У композиторов или авторов текста в момент работы над песней возникает авторское право. У музыкантов, вокалистов, аранжировщиков, издателей, а также у радио и телеканалов, которые проигрывают трек в эфире — смежное

Из-за этого возникает явление 200% прав. На первый взгляд формулировка сбивает с толку, но на самом деле всё просто. Первые 100% приходятся на авторские права на музыку, связанные с созданием. Вторые 100% относятся к смежным правам, возникающим при воплощении трека в жизнь.

Для легального использования чужой композиции необходимо учитывать интересы всех правообладателей, что в сумме и дает те самые 200%. 

Любому правообладателю, как создателю, так и покупателю творческого произведения, стоит знать, что интеллектуальные права бывают двух типов:

  • Неимущественные. Они навсегда остаются у автора или исполнителя. Это права на имя, авторство и защиту произведения от искажений.

  • Имущественные. Их можно передавать третьим лицам через договор. Благодаря им музыку можно продавать и покупать, предоставлять по лицензии, запрещать использовать другим людям.

Сделки с имущественным, его еще называют исключительным, правом на музыкальные композиции или их проигрывание по лицензии поднимают важный вопрос: как защитить произведение, в которое вложено столько сил и финансов, от пиратства и плагиата?  


Зачем нужно защищать песни и музыку авторским правом


До конца XIX века авторство охранялось не во всех странах, тем более была плохо развита защита произведений автора из одного государства в другом. Многое изменилось в 1886 году, когда в Швейцарии 8 государств подписали Бернскую конвенцию. Еще через полвека, в 1956-м, в другом швейцарском городе — Женеве, составили новое соглашение, к которому присоединилось еще больше стран. 

Таким образом, авторские права на музыку, литературу и живопись, а также возможность их монетизации стали регулироваться на международном уровне. Это положительно сказалось на доходах писателей и композиторов.

По законодательству Российской Федерации, которая поддерживает Женевскую конвенцию, любой объект интеллектуальной собственности (ОИС) защищён автоматически, регистрировать специально его не нужно. Но документальное подтверждение авторства упрощает юридическую защиту в случае пиратства или плагиата.

Например, на ютубе или других видеоплатформах документальные доказательства помогут при подаче жалобы. А в суде договор об отчуждении прав или свидетельство о депонировании (документальной фиксации авторства специальными сервисами) послужат весомым подкреплением слов.  



Оформление исключительных прав


Подтвердить чьи-то права на музыку можно несколькими способами. Они отличаются для авторов — первых владельцев исключительного права — и для покупателей.

Варианты оформления права на песню для авторов:

  • Отправить текст песни или ноты заказным письмом самому себе. В суде это подтверждает дату создания. Главное — не вскрывать конверт.

  • Использовать цифровое депонирование. Это официальный способ фиксации авторства. В России такие услуги предоставляет сервис n’RIS.

  • Сохранить договор заказа, если песня создавалась для другого человека. 

Также за соблюдением авторских и смежных прав помогают следить общества коллективного управления — ОКУПы. 

Эти организации (РАО, ВОИС, УПРАВИС и другие) берут на себя мониторинг легальности использования музыки. Они отслеживают треки и песни в кино, рекламе, в интернете и общественных пространствах. 

В случае, если музыка используется незаконно, представители ОКУПов отправляют нарушителю претензию, а если это не действует, то подают заявление в суд, который назначает размер компенсации. Полученные деньги между правообладателями распределяет ОКУП на основании имеющихся у него данных. 

Через эти общества также проходят выплаты роялти — авторских отчислений

Варианты подтверждения права на песню для покупателей:

  • Заключение договора авторского заказа с создателем. По нему произведение переходит от автора к покупателю после завершения и оплаты работы.

  • Оформление лицензионного или договора отчуждения. Согласно таким документам, имущественное право переходит новому владельцу навсегда или на время с описанными в договоре ограничениями.

  • Регистрация сделок в блокчейн-инфраструктуре «сеть РЦИС.РФ». Все данные о договорах, заключенных на платформе IPEX, фиксируются в этой общественно-государственной системе.


Договор при соавторстве


Музыка, особенно песни, так как кроме мелодии в ней присутствует еще и текст, создаётся коллективно, поэтому важно заранее определить доли каждого участника. При этом нужно учитывать, что соавтор и владелец смежных прав — не одно и то же.

Соавторство возникает, когда несколько человек создают музыкальное произведение. Оно может включать совместное написание текста песни или мелодии: тех элементов, которые могут существовать самостоятельно друг без друга. Соавторы в равной степени обладают неимущественными правами на произведение, такими как авторство и защита ОИС от искажений. Имущественные делятся между членами творческого коллектива.

Как защитить права при соавторстве:

  • Уточнить вклад каждого в создание трека или текста.

  • Заключить договор авторских прав на музыку, где будут прописаны доли и условия монетизации.

Смежные права на песню принадлежат тем, кто участвовал в исполнении или записи композиции, то есть помогал авторскому произведению увидеть свет, но чья работа не существовала бы без изначальной. Например:

  • Исполнители: вокалисты, инструменталисты.

  • Аранжировщики: специалисты, которые перерабатывают музыку или создают её звуковую оболочку.

  • Продюсеры: организаторы записи.

  • Звукозаписывающие студии: создатели фонограмм.

А также теле- и радиокомпании, которые транслировали песню в прямом эфире или в записи.

На платформе IPEX для каждой музыкальной композиции указаны владельцы авторских и смежных прав. При покупке это обеспечивает возможность приобрести сразу все 200% прав. Это облегчает процесс и часто снимает необходимость искать всех правообладателей по отдельности, чтобы получить их разрешение и рассчитать вознаграждение. 


Срок действия авторского права на музыку


В России имущественные права на ОИС действуют 70 лет после кончины автора. Затем объекты творчества становятся общественным достоянием, и ими можно пользоваться в коммерческих целях без дополнительных выплат и согласия правообладателя. При этом присвоить себе такое произведение: например, издать чужую песню, но под своим именем, нельзя. 

Смежные права на музыку в основном существуют в течение 50 лет после обнародования. Подробнее читайте в нашей статье о сроках в интеллектуальных правах



Что делать при нарушении прав на ваше музыкальное произведение?


Нарушение интеллектуальных прав, увы, все еще встречающаяся проблема. Это может быть незаконная переработка трека, неразрешенное использование в других медиа (например, в видео) или подмена авторства. Иногда оно злонамеренное — в случае, например, пиратства. А порой происходит из-за юридической неграмотности. Вне зависимости от мотивов нарушителя, закон о защите авторского права на музыку поможет обеспечить справедливое вознаграждение правообладателю. 

Алгоритм действий при нарушении:

  • Досудебное урегулирование. Свяжитесь с нарушителем и предъявите документы, подтверждающие ваше авторство. Часто этого шага хватает и нарушение устраняют. Если это не помогло, можно обратиться в суд.

  • Подготовка и подача иска. Для этого нужны доказательства авторства и факты нарушения.

  • Взыскание ущерба. Суд может назначить штраф или компенсацию.

Платформа IPEX помогает покупателям легально приобретать музыку и песни и исключать судебные иски. Для авторов — это способ монетизировать свое творчество и подтвердить обладание правами благодаря заключенным на платформе договорам, сохраненным в блокчейн-инфраструктуре.

Регистрируйтесь и выбирайте проверенные решения, чтобы ваши права оставались под защитой.