Как продать сценарий?
На написание качественного, увлекательного и востребованного сценария могут уйти бесчисленные часы кропотливого труда и огромное количество душевных сил. Поэтому, если у вас есть отличная идея сценария, важно сразу задумываться над тем, как продать сценарий и заработать максимальные деньги на своем творчестве.
Для продвижения сценария, важно правильно оформить его идею. Раньше, в советское время, сценарий даже не начинали писать, пока она не была утверждена, сейчас же, можно продать и готовый сценарий. Идея – это специальный документ, который составляется по особым правилам. Она должна занимать не более одной страницы печатного текста и в то же время описывать все самые яркие детали будущего сценария. Основные элементы хорошо составленной идеи:
– жанр;
– канва истории;
– герои;
– обстоятельства действия (время и место);
– конфликт;
– кто зрители будущего фильма.
Если получится, можно уложить в данный объем еще и перечень основных изюминок будущего проекта.
Сценарием же принято считать кино-драматургическое произведение, которое ложится в основу киносъемок, театральных постановок, видеороликов и т.п. Он обязательно должен быть оформлен в письменном виде. Благодаря сценарию каждый участник проекта знает, что ему делать и выполняют свою часть работы.
Один из примеров общепринятого оформления сценария может быть таким: размер шрифта 12, наименование – Courier New. И это неспроста, при данных параметрах, каждая страница текста будет составлять одну минуту хронометража картины. Например, для полнометражного фильма весь документ будет от девяноста до ста двадцати страниц. Если сценарий пишется для эпизода ситкома, у которого серии обычно длятся 20-30 минут, то и сценарий составит 20-30 страниц текста.
Сценарии не всегда создаются на основе оригинальной идеи автора, встречается, что за основу берутся книги, уже снятые когда-то фильмы, комиксы, журналистские статьи и т.п.
Типы продвижения сценария
После того, как идея и сценарий полностью продуманы и оформлены, можно заняться продвижением и продажей. Ежедневно в кинокомпании, продакшн студии и частным продюсерам приходят десятки писем от сценаристов, которые хотят предложить купить их работу. Большая часть этих писем так и не доходит до продюсера, принимающего решения. Первыми тексты читают редакторы или личные помощники. Поэтому важно, чтобы сценарий выделялся оригинальностью и качеством. Чем большее количество раз автор покажет свой сценарий, тем больше шансов, что его заметят и выберут.
Существуют разные подходы к продвижению сценария, выделили 3, в основе которых лежит метод работы специалистов, занимающихся продажами услуг и товаров.
Продажи на холодную аудиторию
Холодная аудитория – это потенциальные покупатели, которые еще не знают ничего о продукте, в нашем случае сценарии, который собираются предложить. Это один из самых сложных, начальных этапов продвижения. В данном случае автор занимается рассылкой идеи или сценария по кинокомпаниям и продюсерам. Однако, если текст не вызывает ярких эмоций и не привлекает внимания, практически нет шансов найти клиентов таким способом. Бывают случаи, когда рассылка “выстреливает”, поэтому стоит использовать данный метод, но без ожиданий, что он сразу принесет результат,
Продажи на теплую аудиторию
Теплая аудитория – это покупатели, у которых уже сформирована потребность в том, что им собираются продать. В нашем случае, это, например, когда продакшен или кинокомпания хотят снять проект на определенную тему, но пока не обладают достойной идеей ее реализации. Они начинают искать новых авторов, проводят конкурсы, питчинги и подобные активности.
Когда автор делает рассылку, чаще всего, он не получает обратную связь и даже не знает прочитано ли его письмо. А вот в случае с питчингом все яснее, что дает возможность улучшить свою работу. Благодаря конкурсам часть авторов попадает в шорт лист, что сильно повышает шансы быть замеченным, дает возможность получить обратную связь, порой даже работу. Самое главное – начать проявлять себя, наращивать мастерство и быть последовательным.
Продажи на горячую аудиторию
Это аудитория самая лучшая, ориентированная на сотрудничество и покупки, работать с ней легче и приятнее всего. В случае с продажей сценария, лучший вариант – презентовать работу напрямую продюсеру при личной встрече. Найти такие возможности можно как раз, принимая участие в конкурсах и питчингах, а также с помощью поиска и установления личных контактов с продюсерами и представителями киностудий.
Пользуясь этой информацией, можно не только продать сценарий сериала, фильма или передачи, но и приобрести множество полезных знакомств, которые пригодятся в будущем.
Советы по продаже сценария
Многие авторы грезят идеей продать сценарий в Голливуд. Расскажем, как продают сценарии в США.
Важно отметить, что у каждой кинопрофессии в Америке есть своя гильдия, ассоциация или профсоюз. Они созданы для того, чтобы защищать права ее участников, контролировать минимальные уровни ставок, отчислений с проката и другие виды прав, что сильно помогает развитию киноиндустрии.
Все средние и крупные студии Голливуда сотрудничают исключительно с членами Гильдии сценаристов, соответственно без разрешения Гильдии и не являясь ее членом, автор может продать сценарий только в независимые маленькие студии для второстепенных проектов. Поэтому даже в том случае, если каким-то образом сценарий заинтересует крупную студию, а автор не является членом Гильдии, первое, что его попросят сделать – это вступить в нее. С одной стороны, такая система может вызвать недовольство, но с другой – она приносит много пользы. Например, именно Гильдия обозначает нижний и верхний порог стоимости сценария для каждого автора, ориентируясь на его опыт и количество успешных проектов. А это значит, что продюсер зарание понимает, о каком размере гонорара пойдет речь с тем или иным сценаристом, что существенно упрощает переговоры. Также Гильдия сама фиксирует все написанные и проданные сценарии, что оберегает авторов от краж их работ и копирования, ведь это очень легко отследить.
В России, чтобы повысить шансы сценария быть замеченным и соответственно выгоднее продать его можно сделать следующие действия:
– оформить заявку и идею (или синопсис). Эти документы важно отправлять вместе со сценарием, чтобы редактор или помощник продюсера могли ознакомиться с идеей и решить стоит ли тратить время на прочтение сценария. В заявке обычно указывают Ф.И.О. автора, его контактные данные (телефон и адрес электронной почты), жанр произведения, короткий рассказ о 4-8 главных персонажах: возраст, их роль в повествовании, черты характера; общее описание сюжета. Как оформить идею фильма мы обсуждали ранее. Если идея должна уложиться на 1 страницу печатного текста, то синопсису отводится до 3х страниц, он представляет из себя краткий пересказ сценария, изложенный скорее не для зрителей, а для профессионалов.
– написать коммерческое предложение и отправить его на электронный адрес продюсера или кинокомпании. В письме объяснить суть предложения в легком деловом стиле, избегая излишне хвалебных эпитетов в адрес своей работы, сделать предложение о сотрудничестве.
– вести блог и рассказывать в нем о написании сценария. Чтобы стать заметнее и привлечь внимание продюсеров, автору поможет развитие личного бренда с помощью социальных сетей.
– выложить сценарий на специальном сайте-агрегаторе. Например, воспользоваться платформой продажи и покупки прав на интеллектуальную собственность IPEX. Это специальная цифровая платформа, на которой авторы, музыканты, художники, фотографы и другие творцы размещают свои работы, а кинокомпании и телерадиокомпании, продакшены или блогеры покупают права на самый разнообразный медиаконтент для реализации своих проектов. Чтобы разместить работу на витрине, достаточно зарегистрироваться на IPEX, сделать краткое описание сценария и загрузить его в личный кабинет.
На что важно обратить внимание
При подготовке документов: заявки, идеи, синопсиса и самого сценария, важно обратить внимание на следующие возможные ошибки, чтобы избежать их в своей работе:
Орфографические ошибки и оформление.
Редакторы, продюсеры и их помощники, действительно, обращают внимание на ошибки в тексте, ведь они очень отвлекают от сути и портят впечатление об авторе. Поэтому стоит перепроверять текст перед тем, как его показать и пользоваться классическими правилами русского языка, без излишнего количества знаков препинания или коверкания слов.
Отправлять все лучшее сразу.
Когда адресат получит письмо, в котором содержатся много текстов, ему тяжело будет определиться, за что взяться и браться ли за что-то вообще. Поэтому, чтобы получить индивидуальный подход к каждой работе, лучше отправлять каждый сценарий отдельно с индивидуальным сопроводительным письмом.
Спешка при отправке заявки, идеи или синопсиса.
Сценарий может быть отличным, но встречаются случаи, когда авторы, проделав огромную работу, относятся невнимательно к формулировке заявки или идеи, составляют ее на скорую руку и сразу отправляют. А зря! Ведь именно эти документы являются визитной карточкой сценария.
Создавать искусственную интригу в заявке.
И еще раз о составлении заявки. Важно, чтобы она была максимально ясной и понятной читателю, даже не смотря на то, что он профессионал, без заигрываний из серии: “А продолжение узнаете, когда купите сценарий…”. Это портит впечатление об авторе и считается непрофессиональным.
Учитывать средний бюджет фильмов аналогичных описанному в сценарии.
Можно написать десятки головокружительных сцен, в которых герои перемещаются по всему миру на самых дорогих транспортных средствах. Однако, не так много кинокомпаний реально обладают достаточным бюджетом и возможностями для реализации подобного проекта. Это стоит учитывать еще на этапе продумывания идеи.
Подведем итоги. Если следовать простым правилам по оформлению писем, документов и коммуникации с людьми, развивать свои профессиональные навыки, настойчиво продолжать попытки – получится не только продать свой сценарий, но приобрести бесценный опыт, новые полезные знакомства и массу положительных эмоций, которые могут стать вдохновением для новых проектов. Используйте все методы продвижения, но сделайте акцент на ресурсах, где есть представители киноиндустрии.
Получайте еженедельный дайджест c последними новостями,
актуальной и полезной информацией о креативной индустрии.