Как устроена студия звукозаписи
Открыть свою студию звукозаписи, когда на рынке доступно оборудование и аренда помещений, кажется хорошей идеей. Домашнюю студию можно собрать с минимальными усилиями, так почему бы не сделать из этого бизнес? Несмотря на большой выбор техники, подходящей для любительской записи, профессиональная звукозаписывающая студия — это все еще отдельный дорогостоящий проект, который потребует инвестиций и времени. Специалисты IPEX рассказывают из чего состоят студии и что нужно учесть перед тем, как браться за такой проект.
Особенности работы студии
Особенности устройства помещения, выбор техники и специалистов — это основа для планирования студии. При этом удобство, дизайн и атмосфера — то, что потенциальные клиенты видят в первую очередь. Никто не узнает о том, как профессиональны саундпродюсеры студии, если запись на сайте или по телефону будет труднодоступна. Клиенты вряд ли захотят вернуться, если во время записи произойдут накладки с оборудованием или придется ждать, несмотря на оговоренное время.
В работе студии звукозаписи на первом месте стоит качественное планирование: от технических особенностей до интерьера. Только так артисты смогут свободно погрузиться в творчество, а специалисты студии — в работу.
Какое помещение нужно для работы студии
Студию для записи можно оборудовать и у себя дома. Некоторые коммерческие студии арендуют и оснащают обычные квартиры. В любом случае, для начала нужно определиться с целью: кого, что и в каких объемах записывать.
Место для студии должно сочетать в себе множество противоречивых параметров. Транспортная доступность и одновременно отсутствие шума от транспорта. Хорошая вентиляция и естественный свет при минимальном количестве окон. Как можно меньше соседей и при этом приемлемая стоимость. И это не полный список рекомендаций. Выбор помещения для студии звукозаписи — это попытка найти баланс между всеми этими характеристиками.
Работать с помещением, которое уже использовали для студии, будет проще. Достаточно, чтобы саундпродюсер проверил важные для его деятельности детали, а предыдущий владелец предоставил схемы того, как устроена вентиляция, проводка и заземление. В таком случае, возможно, потребуются только небольшие доработки.
В помещении, которое не было раньше связано с записью звука, придется делать серьезную перепланировку. Для нормального функционирования студии в нем должны быть минимум два помещения с разными характеристиками или одно более просторное, которое можно отделить звукоизолирующей ширмой.
Основная комната
Место работы саундпродюсера. В основной или контрольной комнате расположены студийные мониторы — акустические системы, через которые саундпродюсер слышит, как происходит запись. Чтобы обеспечивать качественную передачу звука, разные типы мониторов должны находиться на разном расстоянии от стола, за которым работает специалист. Акустику ближнего поля оптимально слышно на расстоянии 0,5 – 1 метр. Акустика среднего поля раскрывается на расстоянии 1 – 1,5 метров, а дальнего поля — на расстоянии от 2 – 3 метров. Динамики должны излучать звук по горизонтали, а не сверху вниз или снизу вверх на того, кто их слушает, чтобы избежать искажения в восприятии.
В идеальном варианте, между основной комнатой и помещением для записи располагают стекло, чтобы людям было комфортнее работать. Стекла для внутристудийных окон делают на заказ, они пропускают значительно меньше звука и создают меньше резонанса, чем обычные.
Так как саундпродюсер проводит в контрольной комнате почти все свое рабочее время, в ней желательно наличие окна с естественным светом. Стоит учесть, что ни окна на улицу, ни двери в другие помещения не должны располагаться за спиной у того, кто работает за мониторами. Оконное стекло срабатывает как отражатель и искажает звук. Из технических соображений студии звукозаписи часто располагают в подвальных и цокольных этажах вообще без окон. Если возможности оставить или необходимости сделать окно нет — его заменяют лампами дневного света. Главное избегать флуоресцентных светильников, так как они шумят.
Комната для звукозаписи
Помещение, где работают музыканты. Характеристики этой комнаты зависят от целей — что и как в ней планируется записывать. Для хорошей звукопередачи оркестра потребуются большая площадь и высокие потолки — гораздо выше стандартных трехметровых. Для записи вокала или текста для озвучивания хватит небольшой комнаты площадью до 15 кв. м. Для большей части работ подойдет нейтральная комната для записи. В ней инструменты звучат привычно для уха большинства музыкантов.
На стенах и потолке комнаты для звукозаписи располагают акустические ловушки, которые поглощают звук и не дают ему резонировать, а также рассеиватели или диффузоры, которые мешают звуку отражаться от поверхностей больше, чем нужно. Чтобы музыка при этом оставалась живой, часть отражающих поверхностей сохраняют открытыми. Например, делают пол из дерева или качественного линолеума, оставляют в помещении окна.
Баланс расположения отражающих, поглощающих и рассеивающих поверхностей лучше проверять с опытным проектировщиком. Такой специалист проведет саунд-чек на наличие искажений и посторонних звуков. И даже если создать идеальную по всем параметрам комнату для записи не получится, это не повод опускать руки. Итоговое звучание в каждой студии — это, в некотором роде, её почерк, и многие артисты годами записываются в одних и тех же студиях, на одном и том же оборудовании именно потому, что те передают звук, которого музыканты хотят добиться.
Вспомогательные помещения
Необязательные для работы студии, но способные решить дополнительные задачи. Оборудовать их или нет — зависит от бюджета и целей работы. К вспомогательным помещениям относится комната отдыха, где работники студии и музыканты могут провести время между записями, не мешая тем, кто еще занят работой. Офисы для менеджеров студии. Машинная комната, где смонтировано шумное оборудование, которое не требуется саундпродюсеру перед глазами.
Все помещения студии, даже если она находится в отдельном здании, должны быть качественно звукоизолированы. Звукоизолирующие и акустические панели в сумме весят довольно много, поэтому нужно учитывать характеристики здания и не превышать максимальную нагрузку.
Работа оборудования и звуковые волны нагревают помещения, поэтому в них нужно предусмотреть систему вентиляции и кондиционирования. Провода и заземление требуется провести с учетом расположения оборудования, обеспечить к ним доступ, но при этом скрыть с глаз и обеспечить безопасность от затопления и грызунов.
Кроме того, помещение должно быть удобным: иметь парковку, рабочие лифты, удобную мебель, двери, в которые без проблем пройдут оборудование и инструменты, красивый дизайн. Для разработки или переоборудования помещения для студии потребуется нанять профессиональных проектировщиков, вспомнить школьный курс физики и почитать книги специалистов в этой области, например, Филлиппа Ньюэлла, Александра Кравченко, Сэма Тойошимы.
Какое оборудование требуется для студии
Для нормальной работы студии нужно три типа приборов: для захвата звука, для его обработки и для воспроизведения. Оборудование для студии подбирают, отталкиваясь от целей и бюджета потенциальных клиентов. Копировать набор техники у другой студии нет смысла, эффективнее будет подобрать комплект, который учитывает особенности акустики помещения и работы саундпродюсера.
За захват звука отвечают микрофоны и звукосниматели. Последние улавливают колебания звука, создаваемые музыкальными инструментами. С течением времени парк микрофонов может вырасти, но базовый набор состоит из нескольких конденсаторных, динамических и ленточных микрофонов, а также звукоснимателей для струнных и ударных. Микрофоны подбирают не только под тип задачи: вокал или, например, дикторская речь, но и под тембр голоса. Назначение микрофона не только в том, чтобы уловить голос исполнителя, но и в том, чтобы подчеркнуть его сильные стороны и сгладить недостатки.
Воспроизводят звук акустические системы, которые называются студийные мониторы. Их выбирают, отталкиваясь от размеров помещений и задач саундпродюсера или звукорежиссера. Главная цель монитора — передать информацию, захваченную микрофонами, максимально точно и без искажений. Так на этапе сведения и обработки будет понятнее, какие именно требуются изменения. Кроме мониторов саундпродюсеры пользуются ушными мониторами — профессиональными наушниками. Некоторые проверяют итоговое звучание на недорогих беспроводных колонках, через которые, скорее всего, большинство слушателей и будут наслаждаться результатом работы.
Для мастеринга — сведения и обработки звука — используют микшерные пульты, аналоговые и цифровые, и компьютеры с профессиональным программным обеспечением. Есть мнение, что компьютеры Apple выбирают чаще, потому что большая часть звукообрабатывающего ПО разработана под macOS. На самом деле ПО для мастеринга достаточно и для других операционных систем. Все зависит от навыков специалистов и бюджета, поэтому iMac — не единственный вариант. Правда, в любом случае, потребуется компьютер не типовой сборки, чтобы справиться с нагрузкой.
Кроме техники, для работы потребуются жесткие диски для хранения записей, стойки для микрофонов, акустические кабели, сетевые фильтры для компенсации плохого заземления. В некоторых студиях хранят небольшой набор музыкальных инструментов: ударные установки с дополнительными барабанами, электро- и акустические гитары, синтезаторы. Все это требует поддержания определенного уровня температуры и влажности, а также периодического ремонта, который стоит предусмотреть при расчете расходов.
Профессиональное звучание требует вложений, качественную запись купят скорее. Музыканты и продакшены, которые продают свои треки на платформе IPEX, знают об этом, поэтому даже для демо-версий загружают файлы в хорошем качестве.
Как управлять студией
Студия звукозаписи — узкоспециализированный проект с множеством особенностей, поэтому типовой схемы эффективного управления не существует. В крупных городах между студиями начинается конкуренция, в маленьких есть риск, что не хватит потока клиентов для окупаемости. Уровень вложений зависит от платежеспособности потенциальных клиентов.
По конкретным вопросам можно получить ответы у более опытных коллег или на курсах музыкального менеджмента. Общие рекомендации включают в себя:
• Соблюдение правовых норм;
• Минимальный набор сотрудников из руководителя и саундпродюсера, к которым можно добавить бухгалтера, юриста, менеджера по работе с клиентами и администратора. Желательно, чтобы квалифицированные специалисты работали автономными группами — это ускорит работу и уменьшит нагрузку.
• Адекватное ведение бюджета внутри или на аутсорсе. Если какие-то специалисты не часто востребованы в штате, их можно нанимать на проектную работу. То же самое и с оборудованием — порой, покупку выгоднее заменить арендой;
• Составление четкого расписания в удобном для команды формате — маркером на доске, во встроенных календарях или программах типа Notion;
• Грамотное продвижение онлайн, в профессиональных изданиях и с помощью наружной рекламы.
Универсальные студии, подготовленные к записи всех типов звука на одной площадке существуют, но отличаются высокой стоимостью услуг. Поэтому для обработки записей в студии часто используют готовую музыку. Фоновые треки и перебивки для аудиосериалов, книг и подкастов; звуковые эффекты и песни для видеоигр; инструментальные записи для вокала.
Выбрать и купить музыку для мастеринга можно на платформе IPEX — готовых треков уже более 1,3 миллиона. Для удобства выбора весь контент поделен на категории, например, для оформления подкаста или блога, кроме этого в отдельной категории находится музыка для трейлеров и многое другое.
Получайте еженедельный дайджест c последними новостями,
актуальной и полезной информацией о креативной индустрии.