Музыка для создания хорроров: как выбрать страшные и напряженные композиции
Звук в хоррорах необходим, чтобы размыть границу между произведением и зрителем. Это инструмент для слома четвертой стены, благодаря которому зритель испытывает те же эмоции, что и герои на экране. Музыка для хоррора — это основополагающий прием для управления вниманием, создания напряжения и катарсиса.
Работающая и действительно страшная музыка для хоррора отличается необычными ритмами, резкими контрастами в рамках одной композиции или диссонансом. Саундтрек для ужастиков дополняют пугающими звуковыми эффектами. В итоге это формирует многослойный звуковой фон и почти иммерсивный опыт.
Разберем, как выбирать музыкальное сопровождение для игр и фильмов ужасов, вместе с экспертами IPEX.
Музыка для хоррора: создаем напряжение и страх
Музыка для фильмов ужасов заигрывает с динамикой напряжения. Самый простой пример — скример внутри композиции. Контраст между тишиной и громкими звуками заставляет рефлекторно вздрогнуть. В напряженной музыке для хоррора присутствуют и более элегантные приемы. Успешно нагнетают саспенс ускоряющаяся тема или иллюзия бесконечно повышающегося или понижающегося тоном, которую называют звукорядом Шепарда.
Однако одной мрачной музыки для хоррора не достаточно. Тишина и обман звуковых ожиданий в нужный момент способны заставить человека замирать от ужаса. Инструментальные мелодии в сценах с бодихоррором в «Суспирии» или детская колыбельная в мрачном космосе игры Dead Space срабатывают именно на таком контрасте.
По сравнению с кино, видеоигры дают больше возможностей для управления восприятием. Помимо пугающих звуковых эффектов, геймдизайнерам доступно динамическое музыкальное сопровождение, которое зависит от действий игрока. Враг может еще отсутствовать в поле зрения, но мелодия, нарастающая при приближении к нему, создает мрачный фон с ощущением грядущей угрозы.
Выбор фоновой музыки для хоррора
Если возможности нанять композитора для создания атмосферной музыки нет, создатели фильмов и игр прибегают к покупке готовых треков. Стоковые образцы могут иметь ограничения по использованию. Поэтому удобнее всего обсудить возможность исключительной лицензии или заключить сделку по отчуждению прав напрямую с автором.
Какая мелодия сработает как фоновая музыка для хоррора?
Передающая настроение сцены: тревожная, напряженная, зловещая.
Подходящая к визуальному ряду: динамика трека должна подходить к происходящему на экране.
Содержащая жуткие звуковые эффекты: сердцебиение, шепот, скрипы.
Без вокала: слова, особенно на знакомом зрителю языке, за редким исключением рискуют отвлечь от действия.
С повторяющейся мелодией: напрягающая музыка для хоррора часто основана на репитативе.
Богатый выбор хоррор музыки для фона доступен в подборке от редакторов IPEX. А для поиска по отдельным композициям можно настроить фильтры по темпу, жанру, цензуре, настроению или авторским тегам.
Жуткая и тревожная музыка для погони
Назначение музыки для погони в хорроре — создать чувство опасности и тревоги, сделать сцену реалистичной и захватывающей. При этом аудиосопровождение должно подстраиваться под картинку, включая резкие смены темпа, чтобы подчеркнуть движение, хаос и непредсказуемость. Какие существующие саундтреки можно использовать в качестве референса?
В кино это главная тема из фильма «Хэллоуин» 1978 года. Легендарная тревожная музыка для хоррора, подходящая как для открывающих титров, так и для сцен погони, получилась у Джона Карпентера. На первый взгляд, режиссер и композитор картины создал очень простую мелодию. Но повторяющийся мотив в неровном размере 5/4, перкуссионные звуки с темпом 136 bpm и нарастающий тон синтезаторов обеспечили динамику напряжения и ощущение надвигающейся угрозы.
В игровой индустрии жуткая музыка для хоррора с погонями — это определенно работы композитора Акиры Ямаоки. С одной стороны, в серии Silent Hill индустриальные шумы и зловещие звуки могут почти перекрывать музыкальное сопровождение. С другой — они задают тот самый тревожный ритм, который в сочетании с атмосферным эмбиентом на низких частотах создает картину неизбежной встречи со злом.
Музыка для меню хорроров и начальных экранов
Продолжая разговор о хоррор-играх, нельзя не упомянуть заставки, меню и начальные экраны.
Саундтрек для начальных экранов в страшных играх должен обеспечивать мрачный фон и намекать на предстоящие события. Музыка для меню хоррора бывает:
Простая и минималистичная, с редкими включениями пугающих звуковых эффектов.
Дублирующая главную музыкальную тему.
Спокойная и умиротворяющая, дарящая ощущение безопасности.
Каждый из этих подходов готовит игрока к предстоящему геймплею и задает атмосферу. Важно, чтобы нагнетающая музыка для хоррора не была слишком интенсивной с самого начала. Ее задача обеспечить мягкий переход от реальной жизни к интерактивному опыту, вызвать предвкушение опасности.
Музыка без слов для создания атмосферы
Атмосферу в большинстве страшных произведений создает саспенс. Для его создания, поддержания и развития музыка для хоррора без слов подходит идеально, поскольку полностью концентрируется на звуковых эффектах. Так, дребезжащая гитара в начале главной теме Silent Hill 2 способна заставить человека напрячься с первых нот.
В кино страшная музыка для хоррора без слов чаще всего используется в сценах, где необходимо удерживать внимание зрителя в напряжении. Резкий скрипичный саундтрек из культовой сцены в душе в «Психо» Альфреда Хичкока не позволяет оторваться от хаотичных движений убийцы вперемежку с размытыми кадрами лица главной героини.
Примеры жанров музыки для хорроров
Для аудиосопровождения ужасов используют разные жанры, каждый из которых задает свои особенности. Страшная музыка для хоррор игры или фильма может быть написана в одном стиле или сочетать отличающиеся друг от друга композиции. Важно понимать, какой эффект способна создать мелодия в зависимости от направления.
Классика. Формирует мрачный фон, настраивая на атмосферу готической мистики или работая на контрасте с ужасной картинкой. Поможет в создании духа дореволюционной эпохи.
Электронные композиции. Способны обеспечить резкие ритмы, недоступные для инструментального исполнения, усиливающие динамику сцены. Синтезаторное звучание задает ретро-настрой 80-х.
Эмбиент. Неспешный, давящий, мрачный — может играть роль музыки для напряжения в моменты тревожного ожидания или для расслабления, когда в действии необходимо обозначить передышку.
Экспериментальная музыка также нашла свое место в хоррорах. Нестандартные звуковые эффекты и уникальные сочетания инструментов создают ощущение дискомфорта.
Тяжелые поджанры рока и металла. Музыка для прохождения хорроров должна не только пугать, но и обеспечивать эмоциональную разрядку, если в игре предусмотрены боевые эпизоды. Ударные в сочетании с агрессивным звучанием электрогитары отлично подходят на эту роль.
Кроме этих пяти основных жанров, в фильмах ужасов и хоррор-играх используют джаз, минимализм, поп, фолк, религиозные и народные песнопения и другие стили. Все это помогает выстроить необходимый ассоциативный ряд, добавить реалистичности или наоборот, абсурда.
Выводы кратко
Правильно подобранная музыка для хоррора — гарантия более сильных переживаний зрителя.
Жанр саундтрека для ужастиков определяет приемы, которыми авторы хотят добиться эмоций от аудитории.
Мелодия без слов удерживает в напряжении лучше, чем песни с вокалом.
Нагнетают атмосферу неровный размер, ускоряющийся темп, повышающийся или понижающийся тон и диссонансы.
Выбрать мрачную музыку для хоррора, учитывающую все вышеописанные нюансы удобно на платформе IPEX.
Творите искусство, а IPEX позаботиться о том, как добавить к нему эмоций!
Получайте еженедельный дайджест c последними новостями,
актуальной и полезной информацией о креативной индустрии.