Правовые аспекты продажи музыки в кино, сериалы и на ТВ
Ханс Циммер, Джон Уильямс, Дэнни Эльфман — что общего у этих людей? Когда-то они написали саундтреки к таким фильмам, как «Интерстеллар», «Список Шиндлера», «Чарли и шоколадная фабрика». Если их музыка не сделала эти фильмы легендарными, то точно внесла вклад в их узнаваемость.
Музыка играет очень важную роль в восприятии кино, сериалов или ТВ-шоу. Известный французский режиссер Гаспар Ноэ в одном из интервью сказал, что тратит 10% от бюджета фильма именно на музыкальное сопровождение. Как получить права на музыку для медиапродукта и купить понравившиеся композиции?
Правовые аспекты работы кинокомпозитора
Кинокомпозитор — это профессионал, который пишет музыку к фильмам. Можно подумать, что кинокомпозитор отвечает только за сочинение музыки, но это не всегда так. Кинокомпозитор также может выступать в качестве музыкального редактора, который контролирует звуковые сцены. А еще писать музыку для трейлера к фильму. Но чаще всего кинокомпозиторы занимаются созданием ряда саундтреков под конкретный фильм.
Кинокомпозитор — автор, а создаваемые композиции — это объекты авторских прав. Первоначально у кинокомпозитора возникают авторские права на музыку, которые делятся на личные неимущественные права, а также исключительное право. Личные неимущественные бессрочны и всегда закреплены за композитором, это:
право авторства — автор всегда будет признан автором произведения, никто другой больше не может стать автором
право на имя — право автора выбирать, обнародовать свои работы под реальным или вымышленным именем, или же анонимно
право на неприкосновенность — право давать согласие на любое изменение своего произведения
право на обнародование — право принимать решение о том, чтобы сделать свое произведение впервые общедоступным
Виды договоров на готовые треки для кино
О покупке готовых треков для кино можно договориться с композитором напрямую, через агентство или воспользоваться специальными цифровыми платформами для покупки прав на музыку. Независимо от формы сделки, нужно заключить договор на музыку для кино, тв-шоу или сериала, предполагающий переход исключительного права полностью или получение разрешения на использование по лицензии.
Договор авторского заказа
По нему автор обязуется создать произведение под заказ. Такой документ часто заключается при внештатном сотрудничестве с фрилансерами, и также подойдет для того, чтобы заказать создание музыки с нуля у конкретного автора.
Существенным условием документа является предмет — то, что должен создать автор. Нужно как можно подробнее описать, что нужно создать. Например, указать, что «композитор обязуется создать 10 композиций длительностью в полторы минуты для использования в конкретном фильме». В документ обязательно нужно дополнительно включить условие о переходе исключительного права от автора к заказчику, так как по умолчанию оно остается у кинокомпозитора.
Договор об отчуждении исключительного права
Документ, предполагающий переход исключительного права от автора к новому правообладателю в полном объеме. Новый правообладатель получает возможность по своему усмотрению распоряжаться работой автора, в том числе неограниченно использовать в различных коммерческих проектах. Этот договор особенно актуален, когда нужно купить готовую музыку у композитора.
Лицензионный договор
Договор, по которому правообладатель музыки предоставляет право использовать композиции в ограниченном объеме. Так как фильм, сериал или тв-шоу относятся к сложным объектам авторского права, то лицензия будет предоставляться на весь срок действия права и без каких-либо ограничений по способам (ст. 1240 ГК РФ). Этот договор обычно предусматривает регулярную выплату роялти автору музыки — о размере выплаты стороны договариваются индивидуально.
Лицензия бывает исключительной и неисключительной: в первом случае лицензиар (правообладатель) предоставляет только одному лицензиату право использовать произведение, а при неисключительной правообладатель может лицензировать свою работу для многих желающих.
Договоры на музыку для кино под заказ
Договор с музыкантом обязательно нужно заключать в письменном виде. Если вы, например, договариваетесь с композитором просто через мессенджер и переводите ему вознаграждение за музыку, не оформляя сделку, то рискуете оказаться в ситуации, когда композитор заявит о неправомерном использовании своего творчества. О том, какой договор можно заключить с артистом, мы рассказали выше.
Кинокомпания или другая организация может заключить договор на музыку для кино под заказ или любого проекта напрямую с артистом, например, если нравится творчество конкретного композитора или хочется приобрести несколько композиций. Также можно воспользоваться специальными цифровыми платформами, на которых музыканты выставляют музыку для продажи, и подобрать что-нибудь из готового репертуара. Одна из самых удобных платформ по покупке прав на музыку для включения в кино — IPEX.
IPEX — цифровая платформа, на которой можно купить оригинальную музыку для кино и сериалов, заключив сделку с правообладателем. Композиции можно приобрести по исключительной или неисключительной лицензии, или же воспользоваться договором об отчуждении исключительного права. Особенно удобно то, что не нужно самостоятельно составлять договор и переживать за его корректность, так как сделки на платформе совершаются в личном кабинете по заранее подготовленной форме. Условия сделки можно оперативно обсуждать с правообладателем также на платформе. Передача прав на использование музыкального контента фиксируется в реестре блокчейн, что обеспечивает прозрачность и неизменность сделок.
Роялти за публичное исполнение произведения
Публичное исполнение музыки — это воспроизведение композиции на радио, телевидении или в кино, а также когда композиция исполняется в прямом эфире или транслируется на цифровой платформе. Просто так без разрешения автора нельзя публично транслировать его творчество: нужно всегда получать на это согласие от правообладателя.
Правообладатель может как сам распоряжаться исключительным правом, например, заключая лицензионные соглашения с желающими использовать его работы, так и доверить это организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами. В России такой организацией является Российское Авторское Общество (РАО).
РАО является посредником между правообладателем и пользователем и контролирует правомерное использование авторской музыки. Организация может взимать роялти за публичное исполнение произведения в ресторанах, кафе, барах и клубах, при трансляциях на телевидении и по радио и так далее. Собранные из заведений средства организация далее может распределять среди правообладателей, опираясь на отчет заведения, в котором указано, какие произведения транслировались чаще всего и сколько раз.
Самое важное при использовании музыки в кино, сериалах и на ТВ — заключать грамотно составленный договор с музыкантом. Тогда вы исключите ситуацию, при которой будут нарушены права автора и он заявит об этом через претензию о нарушении исключительного права. Можно связаться с композитором напрямую, а можно заключить договор через IPEX, так как на платформе доступны удобные типизированные шаблоны для разных сделок — достаточно выбрать условия и система сама создает лицензионный договор.
Получайте еженедельный дайджест c последними новостями,
актуальной и полезной информацией о креативной индустрии.