Смежные права: особенности их защиты
В контексте защиты интеллектуальных прав много говорят об авторах. При этом часто к созданию произведения искусства или массовой культуры прикладывает руку не один человек, а целая команда.
У части творческой команды — сценариста, композитора, художника — появляется авторское право, а у других, без чьей работы замысел творцов не увидел бы свет — смежное.
Смежное право охраняет тех, кто участвует в исполнении, записи или распространении искусства. Это и музыканты, сыгравшие мелодию, которую написал композитор и актер исполнивший роль, написанную сценаристом, и режиссер, который поставил спектакль.
Охрана авторства появилась раньше, чем защита смежных прав. Ключевым моментом в их международном признании стало подписание Римской конвенции 1961 года, которая определила основные принципы защиты работы, производителей фонограмм и вещательных организаций.
Отличить объекты смежных прав можно по знаку ℗, за которым следует имя, например, лейбла или издателя и год первого опубликования. В этой статье эксперты IPEX расскажут о том, кто и как может претендовать на защиту своей работы смежным правом.
Виды смежных прав
Как и в случае с исключительным правом, виды смежных прав можно поделить на имущественные и неимущественные.
К неимущественным смежным относят права на:
- Авторство. То есть имя создателя части произведения (автора музыки к песне или режиссера театральной постановки) должно быть указано наравне с автором.
- Неприкосновенность исполнения. Это означает, что нельзя искажать или как-то изменять (ремикс, перемонтаж) запись таким образом, чтобы навредить репутации артиста.
Имущественные смежные права обеспечивают возможность для своих создателей получать доход от творчества. Например, роялти от проигрывания трека или процент от продажи книги. Также закон защищает правообладателей от несанкционированного копирования своей собственности. Подробнее о том, как и на что влияет закон в области смежного права эксперты IPEX рассмотрят ниже.
Субъекты смежных прав
Владельцами — субъектами смежных прав — становятся люди или компании, чей творческий труд создает интеллектуальную собственность: кино, музыку, книги и даже архивы.
Что нужно сделать, чтобы получить смежные права:
Исполнить авторский замысел на сцене. Это касается хореографии, пьесы, музыки, прозы и поэзии. Режиссеры и коллективы артистов, которые оживляют интеллектуальную работу с разрешения сценаристов, становятся владельцами смежных прав. Теперь они решают, как воспользоваться видео с их выступления и можно ли кому-то повторить их метод постановки, которые стали объектами их интеллектуальной собственности.
Записать фонограмму. Если смежное право певца или актера возникает в момент исполнения, то для изготовителя записи оно начинает действовать после создания аудиодорожки.
Чтобы легально создавать фонограммы нужно согласие не только автора, но и исполнителей. Зато проигрывать их на публике за деньги можно по своему желанию, главное обеспечить выплаты владельцу исключительного права.Вещать в эфир или по кабелю. В этом случае смежное право возникает, у теле- или радиокомпании, когда она впервые выпускает запись на экраны.
Опубликовать текст, который уже успел стать общественным достоянием, но до этого ни разу не издавался. Таким образом издатель получает права публикатора. Правда, действуют они только при условии, если не нарушается воля автора произведения по поводу того, как поступать с его работой.
Работа создателя базы данных скорее техническая, чем творческая. Но при ее выполнении тоже возникают смежные права. Например, социальная сеть ВКонтакте владеет архивом с информацией, касающейся ее пользователей, и запрещает анализировать его сторонним компаниям.
Как защитить смежные права
Рано или поздно соавторы и создатели контента могут столкнуться с ситуацией, когда им нужно отстаивать свои интересы. ВКонтакте, которая упоминалась в тексте выше, шесть лет вела спор с компанией Double Data, после того, как та воспользовалась базой данных соцсети для составления кредитных историй. В итоге участники конфликта пришли к мировому соглашению, одним из условий которого стал запрет на аналитику датабазы ВК.
Как в целом работает защита смежных прав в России и какие законы ее обеспечивают?
Главные определения, на которые опираются юристы по интеллектуальной собственности в этом вопросе, находятся в главе №71 Гражданского кодекса. В зависимости от того, насколько большой ущерб причинил нарушитель, ему грозит административное или уголовное наказание.
Административная ответственность (статья 7.12 КоАП) наступает, когда ущерб правообладателя не крупный, до 500 тысяч рублей. Обычно в результате преступник получает штраф в размере до 200 тысяч рублей в пользу государства.
Уголовная ответственность грозит, если судья признает ущерб крупным или особо крупным. Так бывает, когда стоимость лицензии или контрафактных записей оказывается более 500 тысяч или 2 миллионов рублей соответственно. Тогда нарушителю грозит не только штраф, но и до 6 лет заключения (статья 146 УК).
В обоих случаях суд потребует остановить нарушение и изъять контрафактные копии дисков или книг. А пострадавший владелец смежных прав может подать гражданский иск, чтобы ему возместили убытки.
Но перед любым судом придется доказывать причастность к созданию объекта творчества. Чтобы с этим не возникало сложностей, эксперты IPEX рекомендуют один из способов подтверждения своих прав:
- отправить экземпляр с объектом смежных прав себе по почте
- задепонировать объекты смежных прав в электронных сервисах
Кроме того, за легальным использованием авторского контента следят Общества коллективного управления правами (ОКУП). Самые известные в России — РАО и ВОИС помогают соблюдать интересы музыкантов: правообладателей и субъектов смежных прав.
Сроки защиты смежных прав
Для разных произведений сроки защиты смежных прав отличаются, на них влияют не только российские законы, но и международные соглашения.
Исполнение. Действуют всю жизнь исполнителя или 50 лет, начиная с года, который следует за годом первого воспроизведения. Например, если запись песни произошла в 2024 году, то смежные права будут действовать до 1 января 2075 года. Для репрессированных исполнителей полвека отсчитывают с момента посмертной реабилитации. Участие исполнителя в Великой Отечественной войне добавляет ещё четыре года к сроку охраны.
Фонограмма. Срок охраны записи составляет 50 лет с момента создания. Если фонограмму обнародовали в течение этих 50 лет, то срок начинает отсчитываться с момента публичного выхода записи. Например, песня, записанная в 2024 году, но обнародованная в 2025-м, будет охраняться смежными правами до 1 января 2076 года.
Вещание. Радиостанции и телеканалы сохраняют свои права на 50 лет с момента первой трансляции. Так, если первая трансляция состоялась в 2020 году, то права сохраняются до 2071 года. Это защищает организации от несанкционированного использования их эфира.
Публикация. Права публикаторов охраняются в два раза меньше — течение 25 лет с момента обнародования произведения. Это касается тех случаев, когда выпуск книги приносит владельцу смежных прав вознаграждение. Срок охраны начинается с 1 января года, следующего за годом публикации.
База данных. Права на этот вид информации пока самые короткие, они действуют всего 15 лет с момента создания. Если датабаза была обнародована, с этого момента срок охраны продлевается еще на 15 лет. Обновление или дополнение базы данных позволяет продлить права на неё.
Коротко о сроках действия смежных прав можно прочитать в таблице:
На платформе по сделкам с интеллектуальными правами IPEX всегда указываются владельцы исключительного и смежного прав на произведения. Поэтому при покупке любого объекта из каталога можно быть уверенным в законности договора.
Выбирайте подходящий контент для ваших целей и оформляйте сделку быстро и без юридических осложнений на IPEX!
Получайте еженедельный дайджест c последними новостями,
актуальной и полезной информацией о креативной индустрии.