Полезные статьи
15 July 2024

Как стать музыкальным продюсером

Как стать музыкальным продюсером

Работа музыкальным продюсером требует сил, внимания к деталям и умения творить вне зависимости от приливов вдохновения. Эксперты в этой области ценятся особенно высоко, но и рядовые специалисты имеют шанс на приличный заработок и возможность сделать имя.

В последнее время рынок российской музыки растет, и это создает новые места для тех, кто стремится начать карьеру в продюсерской сфере. В этой статье эксперты IPEX расскажут, где можно научиться профессии музыкальный продюсер, и что для этого потребуется.



Кто такой музыкальный продюсер и чем занимается



Работу продюсера музыкальных проектов можно сравнить с деятельностью художественного руководителя. При этом не все имеют дело именно с музыкой: выбирают исполнителей, проводят запись, контролируют качество звука и создают аранжировки. Чьи-то задачи ближе по сути к менеджерским. Они занимаются продвижением артистов, договариваются о рекламе, концертах, планируют релизы. А некоторых можно сравнить с исполнительными продюсерами — они привлекают спонсоров и организуют процессы в команде. Специализаци не влияет на итоговый доход 

Начинающие продюсеры обычно участвуют во всех этапах процесса. 

Особенность этой профессии в том, что она требует не только опыта работы в индустрии шоу-бизнеса и любви к музыке. Успешность карьеры потребует организационных навыков и умение управлять процессами. Также важно эффективно взаимодействовать с людьми с разными характерами и специальностями — от музыкантов до технического персонала.

Музыкальный продюсер — связующее звено команды, которое позволяет идее воплотиться в готовый медиапроект. Для этого необходимо четко представлять процесс создания трека с точки зрения каждого участника и позволять специалистам выполнять свои задачи, избегая микроконтроля. 

Несмотря на то что музыкальный продюсер может вплотную заниматься записью песни, существует разница между ним и звукоинженером или саунд-продюсером. Последний не управляет процессом создания музыки, а фокусируется на технической стороне процесса. Подробнее о его работе и об устройстве студии звукозаписи можно почитать в этой статье блога IPEX



Востребованность профессии


Продюсер может работать как с отдельными артистами, так и с коллективами. Иметь трудовой договор или заниматься проектной работой: 

    • в студиях звукозаписи 
    • на радио 
    • в продюсерских центрах 
    • на телевидении 
    • в кино и рекламе 

    Изучить перспективы и рассчитать затраты времени и сил для достижения цели в профессии можно на примере карьер, которые построили известные музыкальные продюсеры в российском шоу-бизнесе.  

    Игорь Матвиенко начинал как композитор вокально-инструментальных ансамблей, затем основал группу «Любэ», для которой писал музыку и аранжировки. Через несколько лет работы на подъеме индустрии Матвиенко запустил уже свой продюсерский центр и занялся телепроектом «Фабрика Звезд». 

    Максим Фадеев долгое время пытался построить сольную карьеру, но не вписался в музыкальную моду тех лет. Впоследствии он писал аранжировки другим артистам, а затем, как и Матвиенко, создал свой продюсерский центр. 

    Успешные представители шоу-бизнеса, чью карьеру стоит изучить, чтобы выделить ключевые характеристики музыкального продюсера:

    • Яна Рудковская — продюсировала Диму Билана,
    • Игорь Крутой — продюсировал, в частности, Жанну Фриске и Найка Борзова,
    • Катерина Гечмен-Вальдек — продюсировала российские версии мюзиклов Notre-Dame de Paris и Roméo & Juliette.

    График и формат работы музыкального продюсера



    Нагрузка и расписание чаще всего определяются медиапроектом. Это может быть как полная занятость в студии, так и частичная на удаленке, в зависимости от того, насколько активно продюсер занимается проектом. Например, при работе над альбомом график может быть интенсивным, требующим полного погружения в процесс. В других случаях, таких как запись сингла или ремикса, свободного времени может оставаться больше. Непостоянное расписание — один из минусов профессии.

    Формат работы также варьируется. Некоторые продюсеры предпочитают сидеть в студии, контролируя процесс создания музыки непосредственно на месте. В этом случае они могут напрямую взаимодействовать с артистами, музыкантами и техническими специалистами. Другие команды организуют процессы и связь с помощью IT-инструментов. Для этого используют онлайн-доски, облачные хранилища, софт для обработки и сведения звука.  



    Как стать музыкальным продюсером



    Первый шаг — подтянуть базовое образование. Опыт музыкальной школы можно заменить работой с репетитором или курсами для начинающих исполнителей. Многие успешные продюсеры начинали с того, что учились на музыкантов, а затем постепенно переходили к в смежную область.

    Второй шаг — ознакомиться с техническими инструментами: программами и устройствами, необходимыми для записи и аранжировки песен. 

    Третий шаг — влиться в музыкальную отрасль. Понимание процессов изнутри высоко ценится в работе музыкального продюсера. Работать с инструментами и жанрами, которые вызывают интерес приятно. Однако, важно копить разный опыт, чтобы расширить базу знаний и навыков.

    Существуют платные курсы по теме «Как стать музыкальным продюсером». Список самых популярных мы собрали в статье о продюсировании в блоге IPEX. Они подойдут взрослым людям с некоторым опытом работы. Вчерашние выпускники могут попробовать подать документы в вузы и получить высшее образование по специальности. Бюджетных мест на этом направлении чаще всего мало, плата за обучение начинается от 30 тысяч рублей.   

    Еще один важный шаг в построении карьеры — создание портфолио. В него входят записи спродюсированных песен и альбомов, а также проекты, которые он курировал или организовывал самостоятельно. В работе с портфолио важно помнить о качественной самопрезентации, чтобы привлечь внимание работодателей и выделиться среди конкурентов.

    Нетворкинг играет колоссальную роль в музыкальной индустрии, как и в других творческих отраслях. Поэтому по возможности стоит участвовать в фестивалях, конференциях, мастер-классах и других мероприятиях, где можно познакомиться с потенциальными партнерами и клиентами. 

    В поисках артистов для наработки опыта можно обращаться к социальным сетям, где часто пытаются продвинуться молодые таланты, а также к платформам по сделкам с контентом. На IPEX, например, достаточно песен инди-исполнителей и начинающих творцов, которым будет интересно сотрудничество с продюсером. 



    Как и куда развиваться в профессии



    Как и в любой творческой профессии карьерный путь может быть вертикальным или горизонтальным. В первом случае цель — вырасти от фрилансера или ассистента продюсера до владельца собственного центра или лейбла, работающего с авторами признанных и потенциальных хитов. Во втором — найти свое призвание в смежных областях, например, в кино, на радио и тв, в играх или подкастах, в рекламе или стримах. 

    Одна из карьерных возможностей — помогать учиться на музыкального продюсера

    другим. Если по натуре вы ментор или у вас есть желание им стать, передавайте свои знания и опыт начинающим специалистам. Организуйте мастер-классы, проводите интенсивы или создайте свой учебный курс.